Связаться с нами
2007
6 мин

Моделирование процесса гидроочистки

Разработка модели блока стабилизации дизельного топлива для повышения эффективности процесса гидроочистки
Эксперт
Резюме проекта
Дарья Смирнова
менеджер продукта
Годовой экономический эффект 12,3 млн руб
Увеличен выход дизельного топлива с повышением качества бензин-отгона на 7 тыс тонн в год
Снижен расход вспомогательных компонентов на 15%

Предпосылки

Основной проблемой оказалось нарушение качества бензин-отгона — сопутствующего продукта работы установки гидроочистки. Часть ценных компонентов, которые могли бы попасть в дизельное топливо, уходили в бензин-отгон. При этом объем производства дизельного топлива уменьшался, а качество отгона падало, что снижало его стоимость.

Цель проекта

Основной целью было повысить выход дизельного топлива и привести в норму качество бензин-отгона.
Нами было предложено оптимизировать работу установки гидроочистки на этапе стабилизации продукта — и за счет этого снизить потери дизельного топлива. Чтобы достичь поставленной цели по улучшению процесса, нужно было проанализировать существующую ситуацию, выработать и технически обосновать предложения.
менеджер продукта
Дарья Смирнова
Технологическая схема блока стабилизации

Этапы проекта

1. Комплексное обследование
В ходе обследования выяснилось, что процессы разделения потоков неоптимальны. Цель процесса гидроочистки - получение дизельного топлива. Выяснилось, что во время разделения часть компонентов уходила в отгон. В итоге происходило взаимное ухудшение качества целевого и сопутствующего продуктов.

На первом этапе собрали и проанализировали значительный объем данных по технологическому объекту. На основании анализа данных работы технологического объекта было определено узкое место - блок стабилизации дизельного топлива.
Первичный анализ показал, что колонна-стабилизатор работает не оптимально. Однако понимания, как именно следует настроить режим для эффективного разделения, не было. Для решения задачи была разработана математическая модель процесса.
менеджер продукта
Дарья Смирнова
2. Математическая модель
На основании модели выполнили анализ, оценили характер и степень влияния различных факторов на ключевые параметры работы установки.

Главная ценность математической модели - можно не проводить опыты на действующем оборудовании. Если идти опытным путем, установку нужно вывести из производства для экспериментов. При этом установка не участвует в производственном процессе, и продукция не выпускается. Кроме того, возникают сложности, когда необходимо выполнить эксперименты с сырьем разного качества. А результатов порой можно ожидать в течение суток после начала эксперимента. Поэтому параметры не корректируют, пока нет технического обоснования.

С математической моделью все иначе — в нее вносятся данные о работе установки, а затем виртуально меняются параметры работы блока. В итоге изменения можно безопасно протестировать на действующем оборудовании. Так не возникает проблем при пилотных испытаниях и оборудование не приходится останавливать.
3. Вычисление оптимальных режимов работы блока стабилизации
После тестирования на математической модели собрали данные и предложили корректировки параметров — расход орошения, температура верха и потока питания колонны стабилизации, расход потока водородсодержащего газа.
Вообще есть два подхода — выполнить конструктивные изменения и повысить качество, но в этом случае работы проводятся на действующем оборудовании. Но можно выполнить параметрическую оптимизацию — когда режимы подбираются так, чтобы повысить эффективность работы оборудования без его модернизации.
менеджер продукта
Дарья Смирнова
Режим работы колонны стабилизации
Режим работы колонны стабилизации
Основные рекомендации были связаны с ограничением температуры потока питания колонн. Из графика зависимости температуры конца кипения от температуры питания следует, что 180°С — это температура конца кипения фракции бензина, граница ее отделения от дизельного топлива. Главная рекомендация — кривые должны располагаться ниже значений этой линии.

То есть можно поднимать температуру потока питания для конца кипения отгона до 261°С и по температуре верха колонны до 268°С. Но, чтобы повысить эффективность, нужно выбирать минимально необходимые значения температур и работать в их пределах. В этом случае сохраняется качество и повышается выход целевого продукта.

Аналогично интерпретируются графики расхода орошения, температуры верха и расхода ВСГ.
4. Пилотные испытания
Проверили выдвинутые предложения на пилотных испытаниях на действующем технологическом объекте. Результаты расчетов подтвердились — данные точно сошлись с полученными по математической модели.
Сравнение результатов расчетов модели с данными пилотных испытаний
Такая точность демонстрирует высокую степень адекватности математической модели. Ее результатам можно доверять и использовать в качестве основы для системы поддержки принятия решений.
менеджер продукта
Дарья Смирнова

Результаты проекта

  • Увеличение выхода стабильного дизельного топлива на 7 тысяч тонн/год (800 кг/ч).
  • Экономический эффект — 12,3 млн. руб/год.
  • Подтвержденная возможность снижения расхода вспомогательных компонентов на 15% с сохранением качества получаемой продукции.
  • Повышение маржинальной ценности бензин-отгона.
Решение внедрили в производство, а похожий алгоритм эксперты NAUKA применяют и для решения других аналогичных задач — например, оптимизации процессов разделения при производстве бензола.
Главный эффект от внедрения достигнут за счет перераспределения компонентов между потоками. Изначально отгон гидроочистки (легкие углеводороды) в объеме 2,2 т/ч полностью вовлекался в товарное дизельное топливо. В товарном бензине поток использоваться не мог — недопустимо по качеству.

После внедрения решения 0,8 т/ч легких углеводородов из отгона начали вовлекать в состав стабильного дизельного топлива. У остатка - 1,5 т/ч - повысилось качество — поток начали использовать как компонент сырья каталитического риформинга, а значит товарного бензина. На момент реализации проекта разница между стоимостью бензина и дизельного топлива была значительной.

В результате годовой экономический эффект был предварительно оценен на уровне 12,3 млн рублей в пересчете на год.
менеджер продукта
Дарья Смирнова
Карточка проекта
Общая производительность установки
Примерно 1 800 000 тонн в год.
Увеличение выхода дизельного топлива
7 тысяч тонн в год (800 кг/ч)
Экономический эффект от перевода побочной продукции в более высокую ценовую категорию
12,3 млн рублей в год
Пользователи решения
  • инженерно-технический персонал установки
  • старшие операторы бригад на установке
  • цеховой инженерный персонал 
  • отделы учета и планирования производства
  • управление по производству и сбыту
Заказчик
Нефтеперерабатывающий завод
Разработанная функциональность
Математическая модель блока стабилизации установки гидроочистки.
Год реализации
2007

Похожие проекты

Разработка и внедрение СППР на производстве метанола
Разработка системы поддержки принятия решений (СППР) для эффективного управления реакторным блоком синтеза метанола
Увеличен выход метанола на 300т в год - примерно на 5%.
Разработана система принятия решений по прямым и косвенным показателям.
Внедрен программный продукт, на котором можно повышать навыки персонала по выбору режимов.
Моделирование процесса каталитического бензольного риформинга
Цифровизация переработки нефти и газа
С помощью моделей процессов выделения бензола из катализата риформинга рассчитали оптимальные режимы и повысили качество товарного бензола.е
5 мин
2018
Решена проблема оценки запаса по качеству продукции за счет оптимального вовлечения компонентов и формирования рецептуры
Проект
Снижена трудоемкость процесса планирования за счет отказа от работы в Excel
Проект
Повышена скорость, точность и вариативность расчета планов
Цифровизация переработки нефти и газа
8 мин
2009

Пресс-центр

18.10.23
Интервью
Эффективное управление НПЗ возможно, невзирая на уход мировых вендоров
Трудности, с которыми столкнулись нефте — и газоперерабатывающие предприятия в новых рыночных условиях и пути их преодоления
Эмиль Гасанов
17 мин
31.03.24
Экспертное мнение
Как оцифровать завод, и зачем это нужно
Целесообразность применения технологии цифровых двойников на примере сквозной автоматизации процессов на нефтеперерабатывающих заводах
10 мин
Дарья Смирнова
менеджер продукта
кандидат технических наук
менеджер продукта кандидат технических наук
Мы ответим на ваши вопросы и поможем в выборе решений
Написать сообщение

Связаться с нами