Связаться с нами
2024
8 мин
Применение ПО NAUKA.Energy для оценки потребления топлива через построение энергетических базовых линий (ЭБЛ)

Анализ энергоэффективности установки ЭЛОУ-АВТ-1 на Волгоградском НПЗ

Эксперт
Резюме проекта
Благодаря ЭБЛ, сформированным при помощи NAUKA. Energy, выявлен резерв экономии топлива 68 т.у.т. в месяц для установки ЭЛОУ-АВТ-1 производительностью 7,26 млн т в год по сырью.
Продемонстрирована высокая точность расчетов ЭБЛ с применением NAUKA. Energy — погрешность 1,1%.
Кирилл Семикин
руководитель технологического отдела NAUKA
Анна Лапина
менеджер проекта NAUKA
Олег Краус
начальник отдела оптимизации бизнеса ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»

Предпосылки

В компании ЛУКОЙЛ уделяется большое внимание вопросам рационального потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Расходы на энергоресурсы значительны и зависят от номенклатуры выпускаемых товаров, оборудования, организации взаимодействия источников энергии и потребителя. На нефтеперерабатывающих заводах данный показатель составляет ориентировочно 20% от себестоимости продукции.
начальник отдела оптимизации бизнеса
ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»
Олег Краус
В компании внедряется система энергетического менеджмента в соответствии с ГОСТ Р ИСО 50001–2012*. В данном нормативе роль количественной характеристики для оценки потребления ТЭР отводится энергетическим базовым линиям (ЭБЛ).
* Организация должна установить энергетические базовые линии, используя информацию, полученную в ходе первоначального энергетического анализа, рассмотрев данные за период использования и потребления энергии, подходящий для организации. Изменения в энергетических результатах должны измеряться по отношению к энергетическим базовым линиям.
В настоящее время учёт потребления топливно-энергетических ресурсов на НПЗ базируется на данных, поступающих от информационной платформы, где построение ЭБЛ в режиме реального времени не предусмотрено. Компанию ЛУКОЙЛ заинтересовали разработки NAUKA в области учёта и контроля энергопотребления, реализованные на практике.
Было принято решение осуществить пилотный проект с проведением анализа эффективности потребления топлива, как более дорогостоящего энергоресурса по сравнению с другими: электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом и инертным газом.
Для реализации пилотного проекта была выбрана установка ЭЛОУ-АВТ-1 мощностью 7,26 млн т в год по сырью, введенная в эксплуатацию относительно недавно, в 2015 году, и, соответственно, лучше многих других на заводе оснащенная контрольно-измерительными приборами. С одной стороны, это облегчало сбор данных, с другой — стало для нас определенным вызовом. Чем современнее и совершеннее в техническом отношении оборудование, тем эффективнее оно работает и тем труднее выявить потенциал экономии ТЭР.
руководитель технологического отдела компании NAUKA
Кирилл Семикин

Цели и задачи проекта

  • обработка данных по потреблению топлива установкой ЭЛОУ-АВТ-1, предоставленных заказчиком, с переводом в т.у.т.;
  • построение ЭБЛ;
  • анализ расхода топлива на установке с применением сформированных ЭБЛ;
  • разработка цифрового решения по анализу расхода топлива, настройка его под объект и предоставление заказчику для опытной эксплуатации.
Проект призван продемонстрировать заказчику возможности компании NAUKA в сфере анализа потребления ТЭР с надёжными количественными характеристиками в виде ЭБЛ.

Для достижения этой цели выполнялись следующие задачи:

Решение

  1. каталог алгоритмов расчета,
  2. конфигуратор сбора параметров,
  3. типы данных и направлений,
  4. энергетические базовые линии.
Для пользователей предназначены 2-й и 4-й модули, которые позволяют собирать исходные данные и сравнивать их с эталонными значениями ЭБЛ.
Цифровое решение для анализа потребления топлива установкой ЭЛОУ-АВТ-1 Волгоградского НПЗ разработано на основе NAUKA.Energy и содержит следующие модули:

Этапы реализации проекта

1. Сбор и анализ исходных данных

  • Применение на установке четырёх видов топлива, двух газообразных и двух жидких, а именно: природного газа, топливного газа, прямого мазута, обратного мазута.
  • Необходимость использовать данные по потреблению жидкого топлива с дискретностью не более 1 часа из-за особенностей приборов — при поступлении данных со счётчика расхода мазута с большей дискретностью наблюдались существенные колебания показаний.
  • Нестабильность состава газообразного топлива, связанная с его различными источниками: коммерческий природный газ и топливный газ собственного производства.
Для учёта данного фактора в методику расчёта был введён дополнительный косвенный показатель «расчётная плотность», который определяется через разницу между суммарным потреблением топлива печами и расходом топлива, измеренным на границе установки.
По запросу компании NAUKA заказчик предоставил данные по потреблению топлива пятью технологическими печами установки за определённый период, взятый в качестве тестового. Были согласованы точки контроля расхода данного энергоносителя: на входе на установку и при подаче к печам. В процессе анализа полученной информации принят во внимание ряд ограничений, наиболее важными из которых стали следующие:
Рис. 1. Оценка состава газообразного топлива по косвенным показателям
На основании анализа исходных данных был выполнен расчёт потребления топлива установкой в тестовый период, и все его результаты приведены к тоннам условного топлива (т.у.т.).
2. Построение энергетических базовых линий
  • загрузка установки;
  • коэффициент изменения состава топливного газа;
  • температура питания колонны отбензинивания нефти;
  • расход орошения колонны отбензинивания нефти.
ЭБЛ потребления топлива технологическими печами установки были рассчитаны с погрешностью 1,1% при допустимых 10%.
Для корректного формирования ЭБЛ были выделены типичные режимы работы установки. Далее были выявлены факторы, которые оказывают наиболее заметное влияние на потребление топлива установкой:
Рис. 2. Проверка сформированной ЭБЛ. Голубым обозначены расчётные значения, синим — фактическое потребление топлива на основе статистических данных.
3. Апробация и демонстрация решения
В пилотном режиме произведён анализ потребления топлива печами установки относительно расчётной ЭБЛ. Был развернут тестовый ландшафт решения, которое затем было предоставлено заказчику в опытную эксплуатацию.

Для определения потенциала экономии заказчик установил «коридор» допустимого отклонения расхода топлива от ЭБЛ в 3%. На рисунке 3 видно, что ряд показателей выходит за эти рамки.
Рис. 3. Пример анализа потребления топлива с помощью ЭБЛ
Таким образом, выявлен суммарный перерасход топлива при стабильной работе оборудования, составивший 68 т.у.т. в месяц. Следовательно, эксплуатация даже относительно новой установки первичной переработки нефти имеет потенциал энергосбережения, который с учётом стоимости тонны условного топлива нашёл своё выражение в денежном эквиваленте.
Анализ потребления топлива только лишь на ЭЛОУ-АВТ-1 показал возможность сокращения энергозатрат на сумму до 15 млн рублей в год. На заводе эксплуатируются более двух десятков технологических установок, и построение ЭБЛ с высокой точностью для каждой из них может дать заметный экономический эффект в масштабах предприятия.
заместитель директора по управлению проектами автоматизации производства компании NAUKA
Анна Лапина

Результаты проекта

  1. Пилотный проект признан успешным — расчёты ЭБЛ потребления топлива технологическими печами установки ЭЛОУ-АВТ-1 были выполнены с высокой точностью: погрешность составила 1,1%.
  2. Выявлен потенциал экономии топлива — 68 т.у.т. в месяц.
Мы заинтересованы в продолжении работы по установлению ЭБЛ по энергопотокам на технологических установках нашего предприятия совместно с компанией NAUKA.
начальник отдела оптимизации бизнеса
ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»
Олег Краус
Год реализации

2024–25

Пользователи решения

Служба главного энергетика. Руководство и специалисты установки ЭЛОУ-АВТ-1

Функциональ-ность
Оценка эффективности потребления топлива установкой ЭЛОУ-АВТ-1
Используемое решение
Карточка проекта
Заказчик
Волгоградский НПЗ 
(ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»)

Похожие проекты

Разработка и внедрение системы оптимального планирования на НПЗ
От прогнозирования качества продукции и разработки рецептур смешения к системе поиска оптимального производственного плана
Решена проблема оценки запаса по качеству продукции за счет оптимального вовлечения компонентов и формирования рецептуры
Снижена трудоемкость процесса планирования за счет отказа от работы в Excel
Повышена скорость, точность и вариативность расчета планов
7 мин
2017
Проект
Внедрение в работу НПЗ системы поиска оптимальных параметров производства
Импортозамещение ПО для крупного нефтеперерабатывающего завода
Проект
Настроено решение для составления оптимальных планов производства
На предприятии сохранился привычный процесс планирования
Точность расчетов сопоставима с зарубежным аналогом
Цифровизация переработки нефти и газа
Цифровизация переработки нефти и газа
7 мин
2023

Пресс-центр

31.03.24
Интервью
Как оцифровать завод, и зачем это нужно
Целесообразность применения технологии цифровых двойников на примере сквозной автоматизации процессов на нефтеперерабатывающих заводах
18.10.23
Интервью
Эффективное управление НПЗ возможно, невзирая на уход мировых вендоров
Трудности, с которыми столкнулись нефте — и газоперерабатывающие предприятия в новых рыночных условиях и пути их преодоления
10 мин
Эмиль Гасанов
Дарья Смирнова
17 мин
менеджер продукта
кандидат технических наук
менеджер продукта
кандидат технических наук
Мы ответим на ваши вопросы и поможем в выборе решений
Написать сообщение

Связаться с нами