Связаться с нами

Роль инженерного образования в развитии современных IT-компаний

Для разработки, внедрения и сопровождения наукоемких программных продуктов необходимы не только IT-специалисты, но и высококвалифицированные инженеры
2025
11 мин
Александр Кривоспицкий
генеральный директор кандидат технических наук

Введение

NAUKA представляет собой команду профессионалов, где наряду с IT-специалистами работают инженеры других компетенций, в частности, химики-технологи. Зачем IT-компании нужны инженеры? Чем ценно для компании взаимодействие с вузами? Что, помимо профессиональной подготовки, дает студентам высшее техническое образование? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор NAUKA Александр Кривоспицкий.

Специфика подготовки
IT-специалистов и инженеров

Александр Николаевич, Вы получили классическое инженерное образование. Какую пользу оно принесло Вам для профессионального развития?
Я закончил университет ИТМО, тогда он назывался ЛИТМО — Ленинградский институт точной механики и оптики. Полученное образование дало мне фундаментальную подготовку по математике и другим предметам, базовым для инженера, расширило кругозор в области науки и техники, сформировало навыки научного исследования, конструирования, проектирования и программирования.

Однако главные, на мой взгляд, ценности, прививаемые нашими техническими вузами — это системное мышление и, как следствие, системный подход к решению задач, который полезен не только в инженерной, но и во многих других областях деятельности. Мне это помогло как в избранной профессиональной сфере (я начинал как программист, разработчик ПО), так и в управлении компанией.
Кстати, о программистах. В чем, на ваш взгляд, состоит особенность профессиональной подготовки IT-специалиста?
Информационные технологии развиваются настолько стремительно, что даже программист высокого уровня с большим опытом работы должен постоянно быть в тренде и осваивать новые возможности.

Бывает, что любознательный студент или старшеклассник начинает опережать в профессиональном развитии опытного и заслуженного IT-специалиста, который в силу возраста и удовлетворенности достижениями перестает отслеживать новые тенденции в своей области. Поэтому для подготовки профессионала необходимо не только передать ему базовые знания, но и сформировать у него системное мышление, о котором я говорил.

Наряду с технической эрудицией, которую также прививает наше классическое инженерное образование, системное мышление позволяет лучше справляться со своими задачами и лучше понимать коллегу, выполняющего иные функции. Это актуально для нашей компании, где работают в одной команде специалисты по IT, инженеры-математики, инженеры-химики-технологи.

Роль инженеров-химиков-технологов в компании NAUKA

Наличие математиков в IT-компании можно объяснить, но какова роль химиков-технологов?!
Очень важная. IT-компании не обойтись только специалистами в области информационных технологий, когда ее сфера деятельности охватывает сложные предметные области, каковыми являются переработка нефти, газа, нефтехимический и химический синтез. Все эти технологии состоят из процессов, различных по своей природе — гидродинамических, тепловых, массообменных, химических. Математическое описание каждого из них, базирующегося на множестве законов физики, а химических — соответственно, химии — различно и сложно само по себе. Но еще сложнее описать и алгоритмизировать те звенья технологической цепи, где несколько видов этих процессов протекают одновременно. Например, в ректификационных колоннах и адсорберах идут гидродинамические, тепловые и массообменные процессы, а в реакторах — те же, плюс химические. Поэтому в штате компании NAUKA работают специалисты, способные перевести такие описания процессов с научного языка на язык технического задания для разработки ПО. Это — инженеры-химики-технологи по профилям, связанным с ресурсосберегающими технологиями, переработкой энергоносителей, нефтехимическим синтезом.
Можете привести пример задачи, которую не выполнить без инженеров-технологов?
Из решения таких задач во многом и состоит работа нашей компании. Расскажу об одном случае. На установке гидроочистки дизельного топлива одного нефтеперерабатывающего завода стал снижаться выход гидрогенизата, и предприятие обратилось к нам с запросом о возможностях сокращения потерь конечного продукта.

Для выработки путей решения этой задачи было необходимо провести комплексное обследование установки, а это могли выполнить только инженеры-технологии в области переработки нефти, как специалисты по проектированию и эксплуатации таких объектов. Наши технологи провели обследование, выяснили, что ряд параметров режима работы не оптимален, и проинформировали заказчика о двух возможных путях оптимизации. Первый — подобрать оптимальные режимы с помощью пилотных испытаний на действующем объекте, но для этого пришлось бы его останавливать, а значит — терять доходы от выпуска продукции. Второй — разработать математическую модель технологического процесса и провести соответствующие испытания виртуально. Мы предложили заказчику, естественно, второй путь.

В создании модели важная роль принадлежит технологам, которые формируют техническое задание разработчикам, преобразующим расчетные формулы в программное решение. После разработки и тестирования модели технологи произвели анализ полученных данных, оценили характер и степень влияния различных факторов на ключевые параметры работы установки. Затем они выработали рекомендации по оптимизации технологического режима работы установки, после выполнения которых выход продукции и другие параметры вернулись к регламентным показателям.
В рассмотренном примере фактически показана работа инженеров-исследователей. Насколько востребованы подобные специалисты в компании NAUKA?
У нас сотрудники с исследовательскими компетенциями находят себе широкое применение. Многие инженеры-технологи и инженеры-математики занимаются не только прикладными исследованиями в рамках выполнения производственных задач, но и научными изысканиями, разрабатывают новые автоматизированные системы, новые методы оптимизации технологических процессов с помощью математического моделирования и многое другое. С момента основания компании нашими сотрудниками защищены две докторские и 9 кандидатских диссертаций.

Компания NAUKA динамично развивается, и нам нужно всё больше инженеров-технологов, в том числе и с компетенциями исследователей, как опытных, так и начинающих. Поэтому мы заинтересованы в расширении сотрудничества с вузами, осуществляющими подготовку подобных специалистов.

Сотрудничество NAUKA с вузами в сфере подготовки кадров. Практика и стажировки

Как компания сотрудничает с вузами?
У нас заключены договоры на проведение производственной практики с рядом высших учебных заведений: петербургскими Государственным университетом (СПбГУ), Политехническим университетом, Горным университетом, Технологическим институтом (техническим университетом), ЛЭТИ, «Военмехом», а также «Губкинским университетом» и Воронежским государственным университетом инженерных технологий (ВГУИТ). В рамках договоров в нынешнем году прошли практику 23 студента, обучающиеся по различным направлениям — будущие аналитики, разработчики ПО, тестировщики ПО, специалисты по технической поддержке и сопровождению продукта, инженеры-технологи и даже один будущий менеджер по персоналу.
Что делают в компании практиканты?
Выполняют производственные задания в соответствии со своим уровнем подготовки, которые позволяют им глубже погрузиться в избранную профессию. При желании практикант может пройти учебный курс по работе с нашим ПО.
Если практикант понравится, ему предлагают дальнейшее сотрудничество с компанией?
Конечно. Мы приглашаем его на стажировку. Это уже более глубокое погружение в компанию и ее задачи. В этом году шесть практикантов перешли в стажеры. Стажировка представляет собой не что иное, как временное трудоустройство сроком на три месяца. Со стажером заключается соответствующий трудовой договор, и ему выплачивается зарплата. Он подключается к какой-либо проектной команде и выполняет реальную производственную задачу под руководством наставника.
Наша компания активно практикует стажировки, в прошлом году у нас стажировались 18 студентов, в этом году — 23.
Много ли стажеров остается у вас работать?
В прошлом году трудоустроились 13, в нынешнем пока пять, но наверняка будет больше, поскольку многие еще продолжают стажироваться. Хотелось бы отметить, что практиканты и стажеры приходят к нам не только в рамках договоров с вузами, но и самостоятельно, прочитав о стажировках на нашем сайте в разделе «Карьера» или услышав об этом от знакомых. Многим нравится, как у нас поставлена работа со стажерами, они охотно делятся информацией с друзьями. Кроме того, у нас есть информационная база о студентах интересующих нас специальностей, и наш HR-отдел рассылает предложения о стажировке напрямую. Также мы приглашаем людей через сервисы по поиску работы и персонала.
Были ли случаи, когда стажеры принесли реальную пользу компании наравне с опытными сотрудниками?
В этом году мы провели эксперимент. Объединили стажеров в проектную команду для разработки конструктора интерфейсов, который позволяет создавать визуальные элементы в браузере. Под руководством наставника они разработали MVP-версию продукта (от англ. Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт — тестовая версия с небольшим набором функций, которая несет ценность для конечного потребителя), и было принято решение использовать его как инструмент для создания прототипов. В настоящее время данное ПО проходит следующий этап разработки силами участника проектной команды, которого приняли в штат компании по окончании стажировки.
Вы высказывали пожелание расширять сотрудничество с высшими учебными заведениями. Хотите привлечь к работе больше талантливой молодежи?
Не только. С недавнего времени наша компания интенсивно развивает направление по применению программных продуктов в области образования — мы предоставляем вузам академические лицензии на использование нашего ПО NAUKA.Proxima и NAUKA.Plan в учебном процессе. И здесь мы не столько преследуем интересы своего бизнеса, сколько участвуем в решении важной отраслевой задачи — снижения зависимости от импортной продукции. В настоящее время кадровый костяк российского инженерного корпуса составляют специалисты, выросшие на западном ПО. Данную ситуацию нужно исправлять, и компания NAUKA делает для этого всё, что от нее зависит. На практиках и стажировках мы учим студентов работать с нашим, российским, ПО, а предоставляя вузам академические лицензии, даем возможность делать это в университетских стенах. Так поступаем не только мы, но и другие отечественные IT-компании, что очень важно для формирования и укрепления технологического суверенитета страны. Ответственность за это как раз будет возложена на тех, кто сегодня познает основы избранной профессии на студенческой скамье, а завтра возьмет в свои руки управление предприятиями и отраслями экономики.

Пресс-центр

02.08.22
Интервью с экспертом
Умные решения для производства: методики регулирования работы предприятий
Разработка и внедрение прогрессивных методик регулирования работы предприятий на основе российских элементов управления: опыт NAUKA
18.04.23
14 мин
Интервью с экспертом
Эффективное управление НПЗ возможно, невзирая на уход мировых вендоров.
Трудности, с которыми столкнулись нефте — и газоперерабатывающие предприятия в новых рыночных условиях и пути их преодоления
17 мин
Эмиль Гасанов
Александр Кривоспицкий
генеральный директор
кандидат технических наук
менеджер продукта
кандидат технических наук
Мы ответим на ваши вопросы и поможем в выборе решений
Написать сообщение

Связаться с нами