В системе технического обслуживания и ремонтов автоматизирован процесс формирования ведомости ремонтных работ. Этот процесс стало возможным реализовать благодаря наличию качественного учета и эксплуатационных паспортов объектов. Ведомость работ формируется на основании типовых технологий ремонта в зависимости от вида оборудования и типа ремонта. Итогом формирования ведомости работ является локальная смета на ремонт.
Достоверность исходных данных об объекте эксплуатации прямо влияет на корректность ведомости работ. Например, чтобы осуществить монтаж любого оборудования, нужен крепеж: шпилька, гайка и т.д. Материалы должны быть описаны максимально корректно, поскольку после подготовки ведомости работ документ передается в службу материально-технического снабжения, и происходит закупка потребных материалов.
Указание некорректных позиций в ведомости влечет за собой многомиллионные затраты на невостребованные материалы, что приводит к дополнительным заказам, а значит, временным и финансовым потерям. Такая ситуация может быть особенно критичной в осеннее время, когда пуск установки необходимо осуществить до ее перехода в зимний режим.
NAUKA решила вопрос достоверности данных путем применения технологии информационного 3Dмоделирования. Данные из модели интегрируются в систему ТОиР. В автоматизированной системе на их основе формируются эксплуатационные паспорта объектов. И именно такие паспорта являются исходными данными для автоматизированного формирования ведомости работ.
Объясним на примере элемента трубопровода — фланца. Существует несколько основных ГОСТов на фланцы. На основании требований эксплуатации сначала были выделены ключевые параметры, необходимые при составлении ведомости ремонтных работ, — исполнение уплотнительной поверхности фланца, условный диаметр и давление. Каждому сочетанию этих параметров должны соответствовать те или иные длины и массы фланцев, а также количество шпилек и гаек. Важным параметром является и марка стали фланца, которая определяет марку стали крепежных элементов. Кроме того, в зависимости от транспортируемой среды подбирается необходимый прокладочный материал для уплотнения между фланцами трубопровода и арматурой.
До момента создания 3Dмодели вся информация по фланцам обрабатывалась в системе ТОиР, причем специалисты вручную выбирали крепеж и прокладки из разработанного общего справочника материалов. На этом этапе происходили ошибки, связанные с человеческим фактором. Для автоматизации данного процесса специалисты NAUKA создали семейство «Фланец» в среде Revit и дополнили его таблицами поиска в формате *.csv, связав требования эксплуатации по ГОСТам со всеми возможными комбинациями параметров фланца. Теперь при любом изменении его характеристик программа автоматически выдает корректное сочетание параметров крепежа и прокладочного материала — время внесения информации сократилось до пары секунд.