О чем следует знать предприятиям, решившим внедрить технологию в ближайшем будущем.
В конце прошлого года исследовательская и консалтинговая компания Gartner, специализирующаяся на рынках информационных технологий, отнесла Decision Intelligence к числу главных IT-трендов 2022 года. Вместе с тем примеры успешного применения технологии в бизнесе есть уже сейчас, что в совокупности с благоприятными прогнозами экспертов выводит её из разряда «модные термины» на совершенно иной уровень. Расскажем о тонкостях ее использования и нюансах, о которых следует знать предприятиям, решившим внедрить технологию в ближайшем будущем.
Decision Intelligence (DI) – это технология принятия решений, которая объединяет ключевые знания из прикладного направления data science, социальных наук и науки управления. То есть DI, помимо количественных, оперирует качественными, «эмоциональными», факторами. С её помощью руководители компаний могут принимать решения в соответствии с политической конъюнктурой и настроениями в обществе – важными для экономического сектора, рынка ценных бумаг и ряда других областей тонкостями. В этом принципиальное отличие DI-систем от других систем для принятия решений: они базируются на знании бизнеса, а не на совершенстве алгоритмов.
DI-система представляет собой совокупность технологий и алгоритмов:
DI является попыткой усилить преимущества ИИ возможностями человеческого мышления, открывающей ряд преимуществ для бизнеса.
Таким образом, системы с DI, в отличие от систем, основанных только на математической рациональности, помогают принимать более объективные и персонализированные решения, отвечая на запросы и ожидания человека.
Рынок ценных бумаг
Decision Intelligence максимально раскрывает свой потенциал при поиске решений для ряда задач финансового сектора. Технология помогает устранить несоответствия между практикой принятия решений и сложным характером текущих обстоятельств. И это хорошо прослеживается при сравнении DI с её предшественницей – прогнозной системой (предиктивной аналитикой), которая оперирует только количественными факторами.Здравоохранение
В сфере здравоохранения такие системы могут быть дополнены знаниями (фактами) о пациентах. Рассмотрим случай использования DI в дерматологии. Сейчас есть методы обнаружения меланомы по фотографии пациента, но при классическом подходе использования AI, ML, DL в результате работы алгоритма может быть допущена ошибка.Экспорт товаров
На формирование экспортной политики товаров и услуг может влиять множество факторов, и далеко не всегда только количественных. DI-система выдаёт решение о том, стоит ли реализовывать товары и услуги на экспорт, с учётом текущей геополитической ситуации и в соответствии с внутренней политикой страны. Так, DI будет брать в расчёт наличие санкций, налоговую нагрузку, возможные дотации и т. д. Что важно, поскольку порой именно эти факторы указывают на то, что реализация товаров и услуг на внутреннем рынке на данном этапе выгоднее, чем экспорт.Будущее Decision Intelligence
Не исключено, что благодаря DI не только появится много новых систем, но и произойдёт модификация давно использующихся продуктов для бизнес-аналитики. Технология может стать следующей надстройкой над возможностями существующих систем (Рисунок 2).
Как показано на рисунке, модифицированная система для бизнес-аналитики будет состоять из нескольких уровней:
Что касается обозримого будущего, то можно точно сказать, что технология в силу специфики решаемых задач вряд ли станет повсеместной. В то же время DI будет неотъемлемой частью процессов бизнес-аналитики для компаний определённых типов. Тех, чья деятельность требует быстрой, но при этом взвешенной реакции на стремительно меняющиеся социальные факторы.