Для обмена информационными объектами
В XIX веке в России появился первый коммерческий банк, тогда же, соответственно, возникла и необходимость управлять своими деньгами в банке. Появились документы и распоряжения на выполнение операций. Разумеется, документы были бумажными, на них были подписи, позднее – печати и т.д. Таким образом, сама технология управления своими деньгами в России существует уже два века.
В 1980-х годах произошёл бурный рост информационных технологий. Появляется возможность управлять своими деньгами в банке удалённо. Это так называемые системы дистанционного банковского обслуживания, например, системы телефонного банкинга.
Что характеризовало эти системы? Во-первых, в восьмидесятых годах их было достаточно мало, и их предлагали только продвинутые банки. Во-вторых, наблюдалась разрозненность форматов: один банк использует текстовые файлы, другой – csv, третий – базы данных, четвёртый – архивы и т.д. Кардинально отличались и каналы взаимодействия – где-то это телефонные линии и прямое модемное соединение, где-то интернет. Таким образом, каждый банк предлагал свои сервисы в меру собственного понимания.
Примерно в 2000-х годах системы электронного обмена первого поколения эволюционируют во второе поколение. По сути, это привычные нам системы «Клиент-Банк». В это время удалось перейти от разрозненных форматов в сторону унификации: все, кто работает с «Клиент-Банком», знают, что практически все интерфейсы выглядят одинаково. Наметился акцент в сторону «тонкого» клиента – взаимодействия через интернет-браузер, для которого не нужно устанавливать никаких приложений. Открыли браузер, зарегистрировались – и вперёд.
Кроме того, в это время создана всемирно известная система SWIFT, работающая с платежами. Её можно назвать прародительницей host-to-host, только в межбанковской системе.
Новый эволюционный скачок состоялся примерно около 2010-х гг., когда многие банки стали предлагать своим клиентам интеграцию напрямую с учётными системами. Что такое h2h? Это тот же «Клиент-Банк», только без отдельного интерфейса – работа с платежами, выписками и другими документами, касающимися банка, происходит в вашей учётной системе или в ERP.
На текущий момент в нашей стране существуют де-факто два стандарта. Один из них – международный стандарт ISO20022, который поддерживают все крупные международные банки. Правда, отечественные компании работают лишь с ограниченным их кругом. Российские же банки с большим энтузиазмом отнеслись к стандарту, разработанному компанией 1С. Он называется «1С:ДиректБанк», и с этим стандартом NAUKA планирует двигаться дальше.
Оперативность
Те, кто работают с банком в SAP, сталкиваются с достаточно консервативной реализацией. Мы формируем и отправляем платёжные документы, нам перечисляют денежные средства, но о том, что эти операции в банке совершились, мы узнаём только на следующий день, когда получаем выписку. Ни о каком оперативном кредитном контроле тут речи быть не может.
Использование системы h2h позволяет в считанные секунды получать информацию как об отправленных, так и о поступивших платежах. Перед тем как отгрузить продукцию клиенту, хороший коммерсант всегда проверит, поступили ли деньги от клиента. Как он это делает? Просит бухгалтера поискать платёж в «Клиент-Банке». С технологией host-2-host становится возможным оперативный кредитный менеджмент: клиент забежал в банк, перечислил деньги на счёт, в режиме реального времени мы видим в SAP, что деньги поступили – можно отгружать.
Безопасность
Системы дистанционного банковского обслуживания имеют ряд слабых мест. Есть возможность исправить информацию, вышедшую из ERP-системы перед её отправкой в банк. Выписка перед её импортом в SAP тоже уязвима перед изменениями. Не стоит забывать и о «рисовании» платёжек непосредственно в «Клиент-Банке».
С помощью h2h передача данных между учётной системой и «Клиент-Банком» исключается из цепочки. Нет промежуточного файла – нет и возможности что-то исправить вручную, вероятность искажения данных станет меньше. Звено между SAP и «Клиент-Банком», к сожалению, сейчас неподконтрольное, остаётся только рассчитывать на совесть сотрудников. Тем не менее, SAP вносит все действия в журнал изменений, всегда можно поднять историю.
Таким образом, технология host-to-host позволяет отследить все действия пользователя в ERP-системе. Обмен и вовсе происходит без участия пользователя, что исключает возможность случайного или умышленного искажения информации.
Удобство
Процесс создания, подписания и отправки в банк документов интегрирован в бизнес-процессы по осуществлению исходящих платежей. Не надо переключаться в другие окна для загрузки, выгрузки, сверки и отправки документов.
Исходящие платежи становятся максимально прозрачными. Утвердили заявку, создали платёжный документ, тут же его подписали и отправили. Информация о статусе исходящих платежей обновляется автоматически по расписанию.
Как только банк сформировал выписку за операционный день, она в течение двух-трёх минут появляется в системе – не приходится ждать, пока ответственный сотрудник её получит, загрузит и т.д. В такой системе выписка становится вторичной, поскольку обмен идёт в режиме онлайн. Она нужна только чтобы убедиться, что всё правильно проведено. А сами проводки можно делать, не дожидаясь выписки.