В XIX веке в России появился первый коммерческий банк, тогда же, соответственно, возникла и необходимость управлять своими деньгами в банке. Появились документы и распоряжения на выполнение операций. Разумеется, документы были бумажными, на них были подписи, позднее – печати и т.д. Таким образом, сама технология управления своими деньгами в России существует уже два века.
В 1980-х годах произошёл бурный рост информационных технологий. Появляется возможность управлять своими деньгами в банке удалённо. Это так называемые системы дистанционного банковского обслуживания, например, системы телефонного банкинга.
Что характеризовало эти системы? Во-первых, в восьмидесятых годах их было достаточно мало, и их предлагали только продвинутые банки. Во-вторых, наблюдалась разрозненность форматов: один банк использует текстовые файлы, другой – csv, третий – базы данных, четвёртый – архивы и т.д. Кардинально отличались и каналы взаимодействия – где-то это телефонные линии и прямое модемное соединение, где-то интернет. Таким образом, каждый банк предлагал свои сервисы в меру собственного понимания.
Примерно в 2000-х годах системы электронного обмена первого поколения эволюционируют во второе поколение. По сути, это привычные нам системы «Клиент-Банк». В это время удалось перейти от разрозненных форматов в сторону унификации: все, кто работает с «Клиент-Банком», знают, что практически все интерфейсы выглядят одинаково. Наметился акцент в сторону «тонкого» клиента – взаимодействия через интернет-браузер, для которого не нужно устанавливать никаких приложений. Открыли браузер, зарегистрировались – и вперёд.
Также в нулевых на первый план вышли средства криптозащиты. Они позволяют точно идентифицировать клиента, и именно это привело системы дистанционного банкинга к наиболее активному развитию. Ещё одна характерная черта – использование общего формата xml для представления данных.