Цифровизация уже давно занимает первую строчку в списке приоритетов промышленных предприятий. На место прежним системам приходят их новые модификации. Подходы к автоматизации неустанно пересматриваются. Повышаются скорость и качество выполнения производственных и управленческих задач. В этой технологической гонке оцифровка некоторых задач может уйти на второй план. Так получилось с диспетчеризацией межцеховых коммуникаций (МЦК), притом что она напрямую влияет на реализацию производственной программы и эффективное управление предприятием.
До недавнего времени в России практически не было систем верхнего уровня для диспетчеризации МЦК, отвечающих по функциональности всем требованиям современного предприятия. Где-то использовались разрозненные данные модулей информационной системы завода, где-то была внедрена зарубежная MES-система, а где-то диспетчеры по старинке вели бумажные журналы и общались с исполнителями по телефону. Петербургская IT-компания NAUKA занялась этим вопросом и разработала собственную автоматизированную систему (АС) для диспетчеризации МЦК – АС «ДМЦК».
Понимание того, что «ручной» метод устарел, приходит в момент анализа частых проблем диспетчеризации МЦК. В случае с НПЗ они всплывают, когда, например, требуется вывести установку на режим, перейти на другое сырьё или начать выпускать новые продукты. Если задача тривиальная, то решение принимается на основе предыдущих. Если же задача сложная, необходимо затратить значительное время на принятие решения. В случае же попытки детального разбора выполненных переключений анализ осложняется формой хранения информации и процедурой её поиска. Основные проблемы можно сформулировать так:
Цифровизация процесса диспетчеризации МЦК помогает уйти от этих проблем.
АС «ДМЦК» – это MES-система для автоматизации диспетчеризации межцеховых коммуникаций.
В число основных составляющих системы входит:
Особенность АС «ДМЦК» состоит в том, что это web-приложение. В отличие от аналогичных desktop-систем, оно отличается понятной и эстетичной визуализацией, максимально точно воссоздающей реальные объекты и их взаимосвязи. При этом разработчики переняли ключевые паттерны предшественников, чтобы пользователям было комфортно переходить на новый продукт.
АС «ДМЦК» позволяет автоматизировать все действия, актуальные для диспетчеров и исполнителей заданий.
Строить интерактивные электронные технологические схемы. На «живых» схемах данные обновляются через заданный промежуток времени. Поэтому схемы всегда соответствуют реальному положению дел, отображают состояние объектов здесь и сейчас.
Вести Журнал диспетчера. Система по умолчанию формирует и сохраняет отчёты о выполняемых действиях.
Формировать листы заданий диспетчера оперативному персоналу. Пользователь может быстро и в едином формате отправлять оперативному персоналу задания на выполнение переключений на технологических схемах.
Отражать на схеме текущую ситуацию на производстве. Для любого объекта интерактивной технологической схемы выводится необходимая диспетчеру и исполнителю информация, в том числе детальная. Например, показания определённых измерительных приборов, служащие ориентиром для выполнения переключений.
Разработчики отталкивались от текущего контекста, который предусматривает высокий уровень цифровизации крупного бизнеса. Поэтому продукт легко встраивается в любую структуру производственного процесса и отвечает всем требованиям современного промышленного предприятия:
АС «ДМЦК» предназначена для промышленных предприятий любых сфер, где есть топографический граф. Это нефтегазовая отрасль (включая добычу, транспортировку, переработку и отгрузку), а также химическая промышленность, коммунальное хозяйство, энергетика и т. д.
NAUKA предоставляет решение, которое позволяет:
Таким образом, диспетчеризация МЦК является важным звеном концепции Цифрового завода. Внедрение соответствующей MES-системы – масштабируемой, кастомизируемой и импортонезависимой – представляется одной из главных задач для российских промышленных производств. В рамках её реализации NAUKA предоставляет коробочное решение, его индивидуальную настройку и внедрение на предприятии клиента.